Система контроля кинематических параметров (параметров вибрации) ТЕЗАР-2 предназначена для измерения частоты вращения и относительного виброперемещения (положения) ротора и служит для автоматической защиты агрегата от критических значений измеряемых параметров. ТЕЗАР-2 может эксплуатироваться либо автономно, либо в составе системы контроля технологических параметров турбодетандерного компрессорного агрегата в качестве контрольно-сигнальной аппаратуры.
Тип систем контроля кинематических параметров ТЕЗАР-2 зарегистрирован в Государственном реестре средств измерений под № 38241-08 и допущен к применению в Российской Федерации.
Сертификат соответствия ГОСТ Р № РОСС RU.АМ05.Н00182.
Декларация о соответствии ЕАЭС № RU Д-RU.PA02.B.73141/22.
Основным функциональным узлом аппаратуры виброконтроля является преобразователь кинематических величин измерительный ВС-36М. Он производит измерение и первичную обработку входных сигналов от датчиков перемещения, осуществляя пересчет измеряемых значений в физические единицы, и обеспечивает передачу всех измеряемых параметров через порт последовательной цифровой связи RS-232/485.
Дальнейшая обработка первичных данных, в зависимости от поставленной задачи, может осуществляться:
- модулем индикации и управления типа MLC-3602ME
- панелью индикации и управления серии ММС
- программными средствами, установленными на персональный компьютер (РС) пользователя.
ВС-36М эксплуатируется совместно с измерительными каналами относительных перемещений серии ТЕИС-2. Установка (позиционирование) датчиков относительно поверхности ротора осуществляется с помощью вспомогательного индикаторного устройства – тестера GT-16.
Измерительные каналы в общей схеме кинематического контроля имеют жесткую привязку к объекту измерения:
[А], [В], [C], [D] – каналы измерения радиального виброперемещения ротора (датчики, образующие одно поперечное измерительное сечение, устанавливаются под углом 90° друг к другу);
[S] – канал измерения частоты вращения ротора;
[Z] – канал измерения осевого сдвига ротора.
Алгоритм работы преобразователя ВС-36М поддерживает динамический режим измерения, в котором выборка (оцифровка) входных сигналов производится одновременно по всем измерительным каналам и синхронно с частотой вращения ротора. Примечательно, что используемый формат сбора данных удобен для последующей обработки любым программным приложением.
Так, исходя из знания геометрического положения датчиков измерительных каналов и синхронности сбора данных, возможно пространственное восстановление траектории прецессии ротора. Прямые линии, прочерченные между двумерными орбитами прецессии в сечении А-В и в сечении C-D, соединяют точки (мгновенные отсчеты), полученные синхронно. Совокупность данных линий создает наглядное представление о трехмерной форме прецессии центральной оси ротора при допущении, что контролируемый вал в зоне измерения не является гибким. Одновременно это позволяет произвести математическую аппроксимацию траектории для удаленных сечений ротора, недоступных для прямого измерения.
Статистика наблюдений за амплитудными характеристиками вибрации показывает, что количественный критерий организации аварийной защиты (когда действующее значение амплитуды вибрации сравнивается с некоторой уставочной величиной) эффективен только в случаях «неисправности» самого несущего подшипника. Т.е, в случаях, когда имеет место потеря устойчивости либо в осевом направлении (например, пневмомолот), либо в радиальном направлении (например, нарастающий полускоростной вихрь). Но события, развивающиеся по данному сценарию, редки и, более того, разработчик агрегата всегда учитывает эти факторы, конструктивно закладывая определенный запас противодействия. В то же время, часто встречается ситуация, когда аномалия, возникающая вне зоны опор, представляет реальную нарастающую опасность для дальнейшей эксплуатации ротора, но начальное проявление ее не столь велико для того, чтобы вызвать повышенную вибрацию. В этом случае кинематический метод прямого наблюдения за траекторией прецессии ротора может являться весьма чувствительным индикатором, фиксирующим даже малые и кратковременные качественные изменения состояния агрегата.
Более подробную информацию Вы можете найти в Руководстве по эксплуатации на системы контроля кинематических параметров ТЕЗАР-2.